Волшебная сила искусства

21
мая

Поводом для поездки в  омский музей изобразительных искусств им. В. А. Врубеля послужил телефонный звонок от Ольги Кропачевой. Она пригласила на открывшуюся выставку, посвященную художнику-реставратору Евгению Крутикову.  «Среди картин этого художника, — сказала она, — есть «Портрет борисовского тракториста», написанный в 1933 году.  Может, вам будет интересно?». Конечно, интересно! Как и почему наш земляк позировал художнику, может быть живы родственники, прославившего наш район тракториста? Да и вообще, к своему стыду, в музее была последний  раз лет 20 назад, а в музее им. В. А. Врубеля — ни разу. Кстати, сама Ольга оказалась нашей землячкой, выросла в Шербакуле, здесь окончила школу, вспомнила и я Олю Пархомову. Сегодня Ольга  — реставратор-график. Итак, в музей!

Музей, как и полагается, встретил меня во всей своей красе: мраморная  лестница, ведущая вверх на встречу с прекрасным, и какая-то необыкновенная тишина, когда говорить хочется только шепотом. Даже куратор выставки Татьяна Владимировна Масюк, рассказывая о выставочном проекте, говорила тихо и завораживающе. Пройдя через несколько залов (хотелось побродить в каждом из них), мы оказались на месте. «Евгений Крутиков – первый реставратор Сибири» — так называется выставка о первом профессиональном реставраторе произведений искусств не только в Омске, но и в Сибири, и единственном за Уралом, кто в тридцатые годы получил необходимые знания о сохранении музейных предметов в реставрационных мастерских Москвы и Ленинграда. Но выставка рассказывает не только о творчестве Евгения Крутикова, как реставратора. Целая галерея картин художника украшает выставочный зал.

— А вот и «Портрет борисовского тракториста», — говорит Татьяна Владимировна.

— Вы, знаете, я совсем по-другому представляла себе этот портрет. Это не тракторист, а просто киноартист, иначе и не скажешь! — вырвалось у меня.

В пол оборота с портрета задумчивым сосредоточенным взглядом смотрит молодой красивый парень в этакой модной кепке тех времен, совсем не похожий на привычный образ тракториста. Он словно сошел с обложки журнала. На картине подпись художника и надпись: «Брюшин Александр Петрович — один из лучших ударников трактористов- катерпилларцев Борисовского зерносовхоза, 1933 год».

— Кстати, это не единственная картина, написанная в Борисовском, — продолжает Татьяна Владимировна. – Была еще одна — «Ударник Велин», к сожалению, она не сохранилась и вот еще одна «Уборочная. Комбайн».

— Чем же наш зерносовхоз «Борисовский» приглянулся художнику?

— В 30-е годы художникам приходилось быть пропагандистами. Так, однажды Евгения Крутикова отправили в командировку в зерносовхоз «Борисовский» с необычной целью. Дело в том, что туда из Америки прибыли новые комбайны и тракторы Катерпиллары. Они были настолько непривычны для наших сельчан, что они просто боялись на них работать. Единственным смельчаком оказался тракторист Александр Брюшин. Его портрет, а также картину в ярких красках «Уборочная. Комбайн» Евгений Крутиков написал, чтобы показать, что осваивать новые машины совсем не страшно, а можно и нужно.

Вот так просто обычный парень из сибирского села оказался запечатленным на полотне художника. Хотя, как просто? Смелость, умение управлять американским Катерпилларом и дали повод Александру Брюшину прославить наш район на протяжении уже почти 90 лет. Этот портрет побывал и на выставке в Новосибирске. К сожалению, мне не удалось разыскать родственников или знакомых борисовского тракториста, чтобы узнать о его дальнейшей судьбе. Возможно, Александр Брюшин, как и другие его земляки, защищал Родину во время Великой Отечественной войны. Все-таки прошло очень много времени. Давно нет в живых очевидцев тех событий, но, тем не менее, если вдруг кто-то слышал о нем от своих родителей или может быть живы родственники, откликнитесь!

Надо сказать, я с интересом вместе с Татьяной Владимировной прошлась по всему выставочному комплексу. Неизвестный доселе мне Крутиков оказался очень творческим человеком с нелегкой судьбой. Окончив Худпром в 1926 году, он рисовал до конца своей недолгой жизни. Умер он в 36 лет. До наших дней дошло не так много его полотен.

— Но есть надежда, — продолжает Татьяна Владимировна, — что у омичей до сих пор могут храниться созданные им рисунки и картины. Блестящий график Евгений Крутиков был автором иллюстраций к шести сказкам А. С. Пушкина, среди них «Сказка о рыбаке и рыбке», в реставрации которой принимала участие ваша землячка Ольга Кропачева, и надо сказать, отлично справилась (еще один повод для гордости), а также стал первым из сибирских художников, кто иллюстрировал знаменитую сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок». Книги этой не было в музейных фондах, и вот совершенно случайно один из постоянных посетителей сделал такой подарок. Теперь книгу можно увидеть не только в витрине, но и «полистать» на электронном мониторе рядом. Еще одна интересная книга, иллюстрировал которую Евгений Крутиков, сборник детских стихов Елизаветы Стюарт «Слон».

Среди картин, написанных художником Крутиковым, меня особенно привлекла «Колокол», где шепчутся две старухи-сплетницы. Их фигуры напоминают очертания колокола, как бы подчеркивая, что слухи разносятся, как набат.

В части экспозиции, связанной уже с реставрацией, заметное место занимает декоративное панно А. Рудакова.   Тема навеяна фольклорными мотивами.

— В музей оно попало очень в плохом состоянии, — рассказывает Татьяна Николаевна, — предположительно оно украшало интерьер кабачка «Петрушка» в Санкт-Петербурге, было деформировано и имело множество порывов. По мнению современных реставраторов, Евгений Крутиков достаточно грамотно на тот момент заделал их. И сегодня панно особенно привлекает посетителей выставки, они любят фотографироваться на его фоне.

Кроме того, в разделе выставки, связанной с реставрацией самого Евгения Крутикова, очень много экспонатов, отреставрированных современными реставраторами. К каждому прилагается снимок, на котором можно увидеть экспонат до реставрации и после. Это просто невероятно, как удается реставраторам вернуть к жизни произведение искусства, казалось бы из ничего!  Как например, скульптура «Пастушок». В музей она попала, разбитой на части, ее буквально собирали по  кусочкам и вот, пожалуйста, стоит «Пастушок» во всей своей красе!

Очень много интересного еще я увидела на выставке, которая рассказывает не только о судьбе и творчестве Евгения Крутикова, но и позволяет протянуть нить повествования от реставрации прошлого к реставрации настоящего. Спасибо за интересную экскурсию куратору выставки Т. В. Масюк, и, конечно, Ольге Кропачевой, благодаря которой я соприкоснулась с волшебной силой искусства. И хочу пригласить шербакульцев  последовать моему примеру и побывать на выставке в музее им. Врубеля, которая продлится до 6 июня. Поверьте, не пожалеете!

Ольга ФЕСЕНКО.

Комментарии к статье

    No comments yet.