125 лет назад в Омске впервые показали кино: вспоминаем, как все начиналось
К слову, мало кто знает, что до революции в Омске не только показывали, но и снимали фильмы. Правда, это были не игровые, а документальные ленты. 9 января 1897 года газета «Степной край» известила омичей о том, что «в скором времени прибудет в Омск величайшее открытие конца XIX столетия — аппарат-кинематограф, живая движущаяся фотография. Аппарат передает в одну секунду 15 живых движущихся сцен». И вот, в воскресенье 12 января 1897 года в Манеже Омской крепости состоялся первый сеанс. Были продемонстрированы шесть картин: «Человек-змея», «Гимнастическое упражнение на трапеции», «Столярная мастерская», «Купальня», «Улица Парижа», «Приход поезда железной дороги». Сегодня с момента этого события исполняется 125 лет.
В начале XX в. в культурной сфере города кинематограф занял важное место. На рубеже веков в Омске работают заезжие кинематографисты, представляющие американские, французские, шведские и другие кинофирмы. Пробыв несколько дней и показав имеющийся запас картин, киногастролеры переезжали в другие города и «крутили» киноленты до полного их износа. «Живые фотографии» демонстрировались публике после спектакля, концерта. Сеансы были короткими, по 15—20 минут, фильмы были несовершенными, в основном демонстрирующие движение. Немалую роль в становлении Омского кинематографа сыграл театр-цирк П. К. Сичкарева, построенный в 1898 году (в настоящее время на его месте, на улице Партизанской, находится корпус ОмГПУ). В этом здании постоянно проводились сеансы кинематографа. А в конце января 1907 г. здесь состоялось открытие стационарного электротеатра «Одеон», на первом представлении которого зрителям было показано «4 больших отделения всемирной новинки».
Однако первый стационарный кинотеатр «Омский кинематограф-театр» открылся только в январе 1908 г., на Дворцовой, в доме купца 2-й гильдии Г. Л. Баранова (сегодня на этом месте находится Омский авиационный колледж имени Н. Е. Жуковского). Его открыл француз К.П. Лоранж. В мае 1909 года появляется электро-театр «Иллюзион», а в начале августа того же года в здании Общественного собрания открывается «Ново-Американский электротеатр». 4 октября 1909 г. уже состоялось открытие первого в Омске специально построенного здания для кинематограф-театра «Прогресс». Это было деревянное, достаточно вместительное здание размером 12,1 х 8 сажен (24 х 16 метров), рассчитанное на 400 зрителей.
В новом электро-театре по тем временам были созданы максимальные удобства: оборудованы ложи, фойе и буфет, построена своя электростанция. Также в октябре фотограф А. А. Антонов в двухэтажном особняке на углу Тобольской и Губернаторской (ныне Орджоникидзе и Красногвардейская) открывает кинематограф «Двадцатый век».
Уже в 1910 г. в городе действовали кинотеатры «XX век», «Иллюзион», «Миньон», «Модерн», «Новоамериканский электротеатр», «Прогресс», «Салон», а также сооружался кинотеатр «Гигант». Как писал «Омский вестник», «местных предпринимателей буквально охватила «электротеатромания».
Омск насчитывает 6 электротеатров. С 3 января к ним присоединился седьмой, открытый в Атаманском хуторе — «Модерн». Однако, конкурентную борьбу за зрителей многие кинотеатры не выдерживали и вскоре после открытия прекращали свое существование. В 1913 г. из ранее действовавших кинотеатров работали только «Прогресс» и «Салон», но вскоре были созданы новые «синема» – «Одеон», «Художественный», «Кристал-палас» и др. Кинематографический сеанс обычно длился 40 минут, за это время зрителю предлагались драма, комедия, хроника, так называемый видовой (географический, этнографический или научно-популярный) фильм.
Поскольку тогда кино не было звуковым, то его показ сопровождался игрой на фортепиано тапера. Позднее, чтобы завлечь людей на сеанс, во многих кинематографах уже не довольствовались простым пианистом-тапером… Играли целые оркестры. Просмотр фильма сопровождала музыка Листа, Баха, Бетховена. Во время Первой мировой войны особенно хороши были оркестры из военнопленных австрийцев, игравшие в кинотеатрах «Прогресс», «Гигант», «Салон»… Кинотеатр «Салон» даже практиковал показ разных фокусов, таких, как, например, «Женщина-аккумулятор». Как и в других городах Сибири, состав зрителя был разнообразным, здесь можно было встретить и рабочего, и ремесленника, и мелкого буржуа, и интеллигента.
В отношениях зрителей с владельцами кинематографов нередко возникали серьезные недоразумения и курьезы. Зрители нередко жаловались на плохой подбор кинокартин, быстроту смены кинокадров и невозможность прочитать пояснительный текст, на духоту и стесненность в кинозалах, на плохие концертные программы в антрактах и перед началом сеансов, а иногда и на грубость владельцев.
Так, «Омский вестник» в мае 1909 г. писал: «Постоянные жалобы посетителей на чистку карманов любителями чужой собственности в зале кинематографа заставили администрацию повесить на стене залы дощечки, гласящие: «Берегите карманы». И публика бережет: держит кошелек в руках, а иначе при такой давке и толкотне уберечься нельзя». Серьезной критике был подвергнут театр «Салон» за концертные программы: «Кинематограф театра «Салон» подносит публике «гастроли» знаменитых артистов – певцов г.г. Сандаловых и Андреевой.
Эти безголосые господа на деле представляют собой куплетистов низшего разбора, и театр, заманивая публику широковещательными афишами, угощает слушателей, в том числе женщин и детей, бездарными и при том скабрезными куплетами, от которых вянут уши и краснеют даже невзыскательные люди». Причина популярности кинематографа у столь разнообразной публики (в 1916 г. в России было продано не менее 150 млн входных билетов) состоит в относительной дешевизне зрелища – за сеанс, как правило, платили 25 коп. Главное же состояло в том, что содержание фильмов отвечало запросам посетителей, отражало эстетические вкусы публики, ее представления о жизни и о морали.
Но гвоздем программы являлся драматический игровой фильм. Он всегда был посвящен тому или иному уголовному либо мистическому сюжету, носившему налет сенсационности. Страницы омских газет пестрели такими названиями, как «Сонька – золотая ручка», «Сашка-семинарист», «Антон Кречет». Очень охотно публика смотрела уголовно-приключенческие ленты иностранных фирм: «Под гипнозом миллионов», «Вампиры», «Тайны Нью-Йорка», «Ультус-мститель». Довольно часто демонстрировались фильмы-иллюстрации, вольно трактовавшие содержание популярных песен, романсов, стихотворений, рассказов, повестей.
Начало Первой мировой войны характеризуется не только быстрым расширением отечественного производства кинокартин (вследствие сокращения импорта), но и появлением фильмов с натуралистическими сценами жестокости германских офицеров и солдат. Ярким примером может служить кинолента «Ужасы Калиша» (он демонстрировался буквально по всей Сибири). Некто М. Ланский, на страницах томской газеты «Сибирская жизнь», увидевшей свет 15 октября 1914 г., в частности писал: «“Калишские зверства“ привели меня в кинемо: Масса любит кинематограф, и надо сказать, что простота воспроизведения и несложность замысла обеспечивают синемо успех у широкой публики, у массы, падкой на зрелища. Фабула и воспроизведение „Калишских зверств“ крайне грубы и элементарны, но впечатление у невзыскательной публики остается… зверства, ужасы, мутящие рассудок». Смотрела омская публика фильмы и патриотического характера.
На экранах местных кинотеатров в предреволюционные годы демонстрировались такие картины, как: «Подвиг казака Кузьмы Крючкова», «Бой в воздухе – подвиг русского авиатора», «Подвиг рядового Василия Рябова», «Слава нам, смерть врагам» и другие киноленты. В Омске и в Сибири в годы войны громадный успех у публики имели хроникальные фильмы: «Под русским знаменем», «Священная война», «Трофеи наших войск», «Похороны военного летчика Нестерова в Киеве», «Бой в воздухе», «Вступление кавказских войск в Турцию», «Пребывание государя императора в действующей армии» и другие.
Мало кто знает, что в Омске не только показывали, но и снимали фильмы. Правда, не игровые, а документальные. Этим прославился, в частности, кинотеатр «Прогресс», который располагался напротив гостиницы «Россия». В апреле 1910 г. был заснят парад войск Омского гарнизона и воспитанников всех учебных заведений. На следующий год «Киносъемщик» господин Каплун с моторной лодки снимал гонку парусных судов, а также гулянье в загородной роще. Эти ленты были собственностью кинотеатра и демонстрировались только в «Прогрессе». Регулярно в омских электротеатрах проводились и благотворительные сеансы. Они тщательно готовились, широко рекламировались с указанием, в пользу кого устраивается сеанс. А затем в печати публиковалась итоговая информация. Сборы от благотворительных сеансов передавались учащимся школ и училищ, сиротским приютам, раненым воинам, Красному Кресту и т.д. Открытие новых кинотеатров в нашем городе продолжалось даже и в 1917 г. Так, в фондах Исторического архива Омской области сохранился интересный документ. Это «Прошение» Николая Яковлевича Смирнова на имя Акмолинского губернатора «Об устройстве «Общедоступного кинематографа»». Датировано оно 17 марта 1917 г. В данном документе проситель, в частности, писал: «Прилагая при сем планы на постройку «Общедоступного кинематографа», который будет помещаться на углу Волковской и Фабричной (ныне пересечение улиц Съездовской и Пушкина) улиц на месте сгоревшего цирка, покорнейше прошу о срочном разрешении производить демонстрирование картин, осмотре помещения и утверждении плана. Кинематограф предлагаю открыть по самым дешевым ценам для солдат и беднейших жителей г. Омска, а посему прошу в виде временной меры допустить открыть его в том виде, как он оборудован. Причем все меры в пожарном и техническом отношении приняты во внимание». Позже этот кинотеатр (электротеатр) назывался «Комета». В конце лета 1917 г. в Омске действовали следующие кинотеатры (кинематографы): «Кристалл Палас» (владелец Плотникова), «Прогресс» на Атаманском хуторе (владелец А. Каплун), «Комета» на площади Казачьего базара, «Одеон» (владелец И.М. Катькалов), «Гигант» (владелец А.Каплун), «Саргон» на Атаманском хуторе (владелец Ланзидель). В повседневной жизни Белого Омска кино играло заметную роль. Главной киноплощадкой был кинотеатр «Гигант». Любопытно, что «Гигант» в 1919 г. принадлежал городу и городская управа даже объявляла торги на право аренды кинотеатром. Кинофильмы шли также в электротеатре «Одеон» и в кинотеатре «Саргон», находившемся на Атаманском хуторе. Газеты белой столицы «Омский вестник» и «Сибирская жизнь» постоянно публиковали рекламу кинофильмов. Жанр боевиков был настолько популярным, что газетные рекламщики активно использовали этот термин, рекламируя даже фильмы, поставленные по произведениям русских классических авторов. Например, «мировым боевиком» тогда называлась кинолента «Смерть богов (Юлиан отступник)». Этот фильм режиссёра Владимира Касьянова (его другое название «Гибель богов») был поставлен в 1916 г. по одноимённой трилогии Д. Мережковского. В современном понимании он, конечно, не являлся боевиком, а скорее всего может быть отнесён к разряду исторических фильмов.
Омский историк, доктор исторических наук, профессор С.Г. Сизов справедливо считает, что кино в нашем городе в годы Гражданской войны выполняло не только развлекательную роль, но и служило определённым психологическим компенсатором, напоминало о прежней дореволюционной жизни. Почему же люди шли в кино даже в самые тяжёлые дни? Это, безусловно, было важным психологическим средством сохранения стабильности психики. В августе 1919 г. в одной из омских газет Калистратом Кедровым был опубликован весьма интересный материал, озаглавленный «Тоска по старой жизни». Он проливает дополнительный свет на роль кинематографа в годы Гражданской войны. Беседуют два человека. Один из них предлагает сходить в кинематограф. И когда его собеседник отказывается, поясняет: «Я хожу посмотреть старую жизнь, отдохнуть немного от этого кошмара, от революции. Сижу это я в кинематографе, хочу забыть настоящее… И думаю, что всё приснилось. Представляете, отдыхаю душой». Конечно, это далеко не вся история развития кинематографа в Омске. Сегодня мы вспомнили только её начальный этап. Однако без него не было бы дня сегодняшнего. Ведь достижения кинематографа на современном этапе были бы невозможны без его истории. А Омску в деле становления и разыития кино в Сибири принадлежит особая роль.
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»
Комментарии к статье
-
No comments yet.